Реечный домкрат принцип работы

Решил назвать сей девайс именно так ибо это название как нельзя лучше подчеркивает область его применения. В джиперской среде он просто называется Джек.

Итак что же это такое? А не что иное как реечный домкрат. Основой конструкции является рейка с отверстиями,  закрепленная на основании («пятке»). По рейке передвигается «клюв» внутри которого смонтирован подъемный механизм. Механизм приводиться в движение длинной ручкой. Существуют модели со съемной ручкой.

Грузоподъемность таких домкратов 3 с лишним тонны,  что вполне достаточно для подъема даже тяжелого внедорожника. Вот пожалуй главный плюс этих домкратов — высота подъема. Ограничивается она лишь высотой самой рейки ,  которая может достигать 150 см. Надо сказать  что даже китайские поделки при использовании их для легких и средних внедорожников показывают себя весьма достойно.

Однако поднимать таким домкратом неподготовленный автомобиль практически не за что,  ну если только за фарком,  и то если он имеется. Но не все так плохо,  продается специальный «подъем за колесо» (или lift mate)  с помощью которого можно домкратить любое авто.

Все довольно просто — это приспособление одевается на «клюв» домкрата,  затем крюками зацепляем диск,  упираем приспособление в боковину колеса и начинаем поднимать.

Так же в продаже есть подставка для этого домкрата,  предназначена она для использования домкрата в условиях топких грунтов.

Устройство и эксплуатация реечного домкрата

Выглядит она следующим образом.

С помощью данного домкрата и аксессуаров можно достать внедорожник практически из любых условий. Ну и несколько видео для наглядности.

В следующем видео представлен очень эффективный способ вызволить застрявший автомобиль из колеи — для этого надо вывесить сначала переднюю а затем заднюю часть автомобиля и «уронить» с домкрата в сторону.

На следующем видео наглядно показано как можно использовать домкрат в качестве лебедки.

Подъем за колесо с помощью хайджека

Подъем за бампер с помощью хайджека

Использование домкрата как лебедки

Типы и устройство домкратов

Домкратами принято называть механизмы, которые применяют, для того чтобы приподнять груз на относительно небольшую высоту порядка одного метра. При подъеме груза воздействие на него производится по направлению снизу вверх.

Основные модели домкратов подразделяются на домкраты реечные, гидравлические и винтовые. Последние, в свою очередь, могут быть как с вращающимся, так и с невращающимся грузоподъемным винтом.

Винтовые домкраты.

Конструкция винтового домкрата с вращающимся грузоподъемным винтом представляет собой корпус, стальной винт с резьбой трапециевидного сечения и гайку. На верхнюю часть винта насаживается специальная рифленая головка, которая опирается на него (винт) сферической опорой. В отверстие, просверленное в винте вставляется рукоять при помощи которой он приводится во вращение. В нижней части винта находится специальное утолщение, препятствующее его полному вывинчиванию при эксплуатации. В том случае, когда вращать приводную рукоять по полной окружности невозможно используют винтовые домкраты с трещотками. Сама трещотка представляет собой храповое колесо, закрепляющееся на винте и рукояти с двухсторонней собачкой. Фиксирование собачки происходит при помощи пружины. Характерно отсутствие у винтовых домкратов тормозных устройств, использующихся для удержания груза. В этих домкратах происходит процесс самоторможения за счет того что угол подъема винтовой линии меньше угла, при котором поднимаемый груз начал бы сползать под действием собственного веса.

1 — трещетка; 2 — собачка; 3 — храповое колесо

Реечные домкраты.

  Спецификацию моделей и характеристики уточняйте в разделе домкраты реечные

Гораздо более сложную конструкцию имеют реечные домкраты. Реечный домкрат компактен и прост в обслуживании, обладает высокой надежностью. С его помощью можно проводить плавный подъем груза и его остановку на требуемой высоте при незначительном рабочем усилии. Также реечный домкрат характеризуется низким расположением подъемной площадки (примерно 90мм от земли). К сожалению, они обладают меньшей грузоподъемностью, чем винтовые. Когда происходит подъем низко расположенного груза, под него подводится лапа стальной зубчатой рейки. Эта рейка перемещается при помощи шестерни. Вращение шестерни производится посредством передаточного механизма (как правило две-три пары передач). Для того чтобы удерживать рейку от отклонений, используются закрепленные в корпусе домкрата направляющие. Подъем груза производят при помощи рукояти, а храповик с собачкой этот груз удерживают.

1 — рукоятка; 2 — храповое колесо; 3 — собачка; 4 — шестерня

Гидравлические домкраты.

  Спецификацию моделей и характеристики уточняйте в разделе домкраты гидравлические

Бутылочные домкраты — так еще называют домкраты гидравлические, активно применяются как в машиностроении и строительстве, так и во многих других отраслях производства. Используются они для монтажных и демонтажных работ, при ремонте автомобилей и подвижного железнодорожного состава и даже как силовой узел прессов, трубогибов и труборезов. Схема работы гидравлического (бутылочного) домкрата такова: Жидкость из насосного отделения перекачивается через клапаны в цилиндр домкрата при помощи плунжерного насоса. Эта жидкость производит давление на несущий груз поршень. Поршень плунжерного насоса может перемещаться при помощи специальной рукояти. Скорость опускания груза регулируется отверстием, через которое вытекает поступающая из цилиндра жидкость. Состав жидкости в гидравлическом домкрате может быть разным. Применяются и так называемые незамерзающие смеси, состоящие из спирта, воды и технического глицерина, и веретенное масло, которое застывает при температуре ниже -35 градусов Цельсия.

1 — рукоятка; 2 — насос; 3,4 — клапаны; 5 — кран; 6 — резервуар; 7 — цилиндр; 8 — шток; 9 — винт.

До начала работы с любым домкратом следует провести его внешний осмотр, убедиться в том, что он исправен и проверить наличие клейм и бирок с обозначением грузоподъемности домкрата, датой его испытаний и номера.

Реечный домкрат. Инструкция по эксплуатации.

После того как домкрат осмотрен, необходимо проверить исправность устройств безопасности и опробовать вхолостую механизмы подъема и опускания. После всего этого, если домкрат признан исправным, можно приступать к работе.

Если во время осмотра и опробывания домкрата были обнаружены какие либо неисправности, препятствующие безопасной работе и в том случае когда работник не может их самостоятельно устранить следует, не приступая к работе немедленно сообщить об этом ответственному инженерно-техническому работнику. По окончании работы с домкратом следует освободить его от груза, почистить от пыли и грязи и привести в положение для транспортировки.

Правильно подготовленный к работе домкрат должен работать без заеданий даже в случае полной нагрузки.

Copyright Liftcenter полное или частичное копирование без письменного разрешения запрещено.

Хай, старина джек!

Способы применения реечного домкрата в офф-роуде для начинающего джипера

В 2004 году реечный домкрат отметил свой столетний юбилей. Изначально предназначенный для подъема железнодорожных вагонов, он неплохо прижился и в офф-роудном движении

Название «хай-джек», плотно укоренившееся за данным элементом внедорожного снаряжения автомобиля, есть не что иное, как усеченная транскрипция названия оригинального изделия HiLiftJack. При простоте конструкции способов применения в офф-роуде у него более чем достаточно. А одно из основных достоинств этого устройства в том, что оно вообще не требует никакого ухода.

Но обо всем по порядку. Хай-джек — это настоящая палочка-выручалочка закоренелого джипера, а для начинающего любителя бездорожья школа самостоятельного высвобождения из засады начинается именно с упражнений с этим другом. Чем дальше джипер уходит по пути «замонстрячивания» автомобиля, тем реже оперирует старым добрым джеком, но тем не менее возит его с собой всегда, потому что, сколько лебедок на машину ни повесь и сэндтраков ни приверни, случаются ситуации, когда без джека никуда. Ну да об этом далее.

Коренной «американец» НiLift на российском рынке представлен моделями с чугунной и стальной рейкой. И тот и другой прекрасно справляются с поставленной задачей, а именно подъемом 1,5 тонны груза на высоту длины рейки. Также в России активно продаются отечественный домкрат фирмы «Сорокин инструмент» и китайское изделие FarmJack. Внешне они практически не отличаются от HiLift, разве что цветом (по сравнению с бордовым оригиналом): «сорокин» светло-красный, а «китаец» желтый. Оба эти изделия, безусловно, имеют право на жизнь и вполне вам подойдут, если реечным домкратом вы пользуетесь очень редко. Отправляясь же на штурм тотального бездорожья, настоятельно рекомендую вам не экономить и обзавестись оригинальным изделием.

Как этой штукой пользоваться

И вот вы стали счастливым обладателем реечного домкрата. Не торопитесь прятать его в недрах салона или приворачивать к верхнему багажнику. Перед тем как отправляться в пампасы, стоит потренироваться «на сухом». Начнем с того, что подложим под колеса машины упоры, заблокируем руль и поставим ее на стояночный тормоз. Подставляя домкрат под силовой бампер или порог, следует «пятку» джека задвинуть чуть глубже, чтобы домкрат оказался немного наклонен наружу машины. Когда вы начнете поднимать автомобиль, он выровняется, а вот если этого не сделать, то в процессе подъема он упрется в бок автомобиля и может его помять. Я знаю, что вы скажете: нам вмятины не страшны. Охотно верю, но, друзья мои, есть большая разница между боевыми вмятинами, полученными в борьбе с бездорожьем, и следами от борьбы с собственной глупостью. Ну вот, хай-джек установлен, теперь переводим переключатель режимов (единственный переключатель на изделии, расположенный слева от реечного механизма) в верхнее положение до щелчка (это может потребовать некоторых усилий), беремся за ручку и тянем за нее вверх, до тех пор пока опорная площадка механизма не упрется в автомобиль, после чего начинаем собственно процесс подъема.

Для этого встаем слева от домкрата и правой рукой беремся за конец ручки сверху, а левой держим рейку, обхватив ее снаружи, при этом большой палец прижат к рейке сбоку.

ПАЛЬЦЫ НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ДОЛЖНЫ ЗАХОДИТЬ НА СТОРОНУ РЕЙКИ, ОБРАЩЕННУЮ К РУЧКЕ, А ГОЛОВА НЕ ДОЛЖНА НАХОДИТЬСЯ В ПРОСТРАНСТВЕ МЕЖДУ РЕЙКОЙ И РУЧКОЙ.

В противном случае вы имеете «море» шансов заработать сотрясение мозга, сопровождающееся переломом большого пальца. (Если вы левша, то располагаетесь зеркально, но при этом соблюдая все указанные выше требования, потому как ручка домкрата имеет свойство вырываться из неопытных рук и слету попадать в подставленные части тела, нанося при этом максимум возможного ущерба.)

Итак, крепко беремся за ручку и начинаем делать поступательные движения вверх-вниз. При этом амплитуду следует ограничить моментом перещелкивания шпонок. Поднимая машину, следите за тем, чтобы рейку домкрата не перекашивало. Когда машина поднята на требуемую высоту, зафиксируйте ручку джека в сложенном положении и слегка покачайте машину, дабы убедиться, что она не собирается падать с домкрата. При работе с поднятым автомобилем помните, что нельзя находиться сбоку от домкрата, потому как при падении он пойдет именно вбок, и не дай боже вам в этот момент оказаться на его пути.

Теперь процедура вторая — опускание автомобиля. Вы думаете, самым сложным было поднять? Ан, нет. Самое сложное и травмоопасное действие при работе с хай-джеком — это опускание автомобиля. Освобождаем ручку из фиксатора и опускаем вниз правой рукой, левой же перещелкиваем переключатель режимов в нижнее положение, сделать это весьма непросто, и если не получается сразу, то слегка стукните по нему. Теперь поднимите ручку вверх и опускайте вниз, вниз она пойдет очень легко, но пусть вас это не расслабляет — будьте начеку и крепко держите ее рукой, как только верхняя шпонка механизма выйдет из рейки на вашу руку, придет все то усилие, которое потребовалось вам для последнего нажатия, когда вы поднимали автомобиль. По мере того как вы будете поднимать ручку вверх, нагрузка станет ослабевать и примерно к половине хода ручки исчезнет полностью.

ВНИМАНИЕ! НИКОГДА НЕ ОТПУСКАЙТЕ РУЧКУ В НИЖНЕМ ПОЛОЖЕНИИ, А ДЕЛАЙТЕ ЭТО, ТОЛЬКО ВЕРНУВ ЕЕ К РЕЙКЕ.

Когда машина будет опущена, освобожденный от нагрузки механизм джека опустится вниз по рейке самостоятельно, если этого не происходит, поднимите ручку вверх и подергайте.

На бездорожье

Когда машина повисает на межколейке, с помощью домкрата ее можно поднять до высоты, когда колесо показывается из колеи, после чего толкнуть машину вбок, она упадет с домкрата и при этом переставится вразрез колее. Совершать это действие лучше сначала с передней частью автомобиля, а потом с задней. В случаях же, когда внедорожник, порвав колесами болотный ковер, лег на него днищем, для того чтобы подложить под колеса сэндтраки (трапики), его нужно сначала поднять. Случаются ситуации, когда машина при лебежении упирается в бревно или твердый бруствер. В таких случаях также приходится использовать джек, иногда одновременно с лебедкой.

Реечный домкрат — устройство многофункциональное, помимо подъема, с его помощью можно, используя вес автомобиля, выдавить покрышку из посадочного желобка на диске для перебортировки колеса. Использовать в качестве тисков, для этого нужно развернуть и переставить на требуемую высоту съемный носик. Применять в качестве спасательного инструмента при авариях для того, чтобы раздвинуть покореженный металл.

Реечный домкрат — незаменимый инструмент на рабочей площадке

Для этого нужно снять опорную «пятку» и переставить съемный носик ниже подвижного механизма. А если вы запасетесь металлическим (или синтетическим) тросом, цепью с крюками на концах и двумя монтажными скобами (шаклами), то хай-джек можно превратить в ручную лебедку. Собственно, цепь с крюками, два шакла, корозащита и перчатки входят в набор HiLift Off-road Kit.

Если ваш автомобиль лишен силового обвеса, то для того чтобы поднять его при помощи хай-джека, вам потребуется специальный аксессуар lift-mate. Он одевается на носик джека и закрепляется на диске колеса. Но такой способ крепления скрывает в себе массу недостатков. Подняв машину при помощи lift-mate, нельзя поменять колесо, переставить машину в сторону из колеи и тронуться с поднятого домкрата. Единственное, в чем пригоден данный способ подъема, это в возможности подложить что-нибудь под колесо. Если силовой бампер автомобиля имеет скошенную нижнюю часть и упереть джек не представляется возможным, следует воспользоваться устройством bamper lift, которое состоит из крюка на цепи, закрепляющегося на носике джека. А чтобы домкрат не проваливался в мягкий грунт, существует специальная пластиковая площадка под пятку, называется она off-road base.

Как я уже говорил выше, уход за хайджеком до гениального прост. Достаточно всего лишь очистить его от грязи после эксплуатации или прополоскать в не очень грязной луже. Людям, привыкшим к обслуживанию собственных автомобилей (особенно отечественных марок), может показаться странным такой простой алгоритм ухода и захочется привнести свои атрибуты, например, смазывание подвижных частей моторным маслом. Так вот, это делать ни к чему — смазка только притянет на себя частицы пыли и грязи. Если в процессе работы механизм заклинило, достаточно просто пролить его водой.

Как закрепить?

В машине существует не так много мест, где можно расположить реечный домкрат.

Пожалуй, лучший вариант крепежа хайджека — верхний багажник. Правильнее всего закрепить джек на боковой его части. Крепеж домкрата на заднем бортике менее удачен, так как, во-первых, длинный джек обычно выступает за габариты багажника, а во-вторых, исключает возможность установки заднего дополнительного света.

Второй вариант — закрепить хай-джек на кузове. Единственный удобоваримый способ крепления — «стоя» на заднем бампере. Джек располагается на краю бампера, дабы не мешать открыванию задней двери. Пятка домкрата крепится на бампере, а рейка — либо на кузов, либо приворачивается к верхнему багажнику. Во втором случае джек заодно выполняет роль силового обвеса. Но при такой компоновке верхний крепеж джека должен иметь амортизирующий элемент, так как бампер, закрепленный на раме, имеет небольшой ход относительно кузова, особенно если машине сделан боди-лифт.

Так же можно закрепить домкрат на двери заднего бампера с запасным колесом, но я считаю такой способ в корне неверным, ибо внедорожное колесо увеличенной размерности само по себе сильно нагружает калитку, а вкупе с чугунным домкратом быстро разболтает и без того перегруженные петли.

Расположение джека непосредственно в салоне — самый неудачный из всех вариантов. Почему это так, вы поймете, когда будете доставать его из-под горы «шмурдяка» или ног пассажиров, а окончательное понимание настигнет вас тогда, когда придет время устраивать обратно в салон равномерно облепленный грязью домкрат, при этом он совершенно точно не уместится там, где без проблем умещался до этого.

текст: Леня НЕМОДНЫЙ
фото: из архива автора

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *